США решили свернуть сотрудничество с РФ по одному из немногих оставшихся двусторонних проектов - обновленной программе Нанна-Лугара. Вашингтон объявил о прекращении финансирования работ по повышению уровня защиты российских ядерных объектов, объяснив это несогласием с действиями Москвы на украинском направлении. Российские эксперты поясняют, что отказ от работ на российских ядерных объектах давно входил в планы США, но предупреждают: поспешное сворачивание сотрудничества создаст негативный эффект.
США продолжают курс на сворачивание двустороннего сотрудничества с РФ, не делая исключений даже для самых успешных и важных проектов, таких как взаимодействие в сфере нераспространения оружия массового уничтожения. Вашингтон не намерен ограничиваться прекращением сотрудничества с Москвой в области мирного использования атомной энергии (см. «Ъ» от 4 марта), а собирается полностью пересмотреть программу финансовой и технической помощи российскому ядерному комплексу. «Все подразделения Министерства энергетики США приступили к проверке и анализу проектов, связанных с Россией»,-- объявил представитель ведомства Билл Гиббонс.
Как стало известно «Ъ», в первую очередь США планируют прекратить финансирование всех работ по повышению уровня защиты российских ядерных объектов. Начиная с 1993 года американцы израсходовали на это $1,6 млрд. Современные системы сигнализации и охраны были установлены на 50 объектах ВМФ, в 11 местах дислокации российских стратегических ядерных сил и на 175 гражданских атомных предприятиях. России были также переданы системы управления защитой ядерных объектов, контейнеры для перевозки боеголовок и расщепляющихся материалов, охранные комплексы и другое оборудование.
Большая часть работ проводилась специалистами Пентагона и Минэнерго в рамках совместной Программы по уменьшению угроз (Cooperative Threat Reduction Program), предложенной сенаторами Сэмом Нанном и Ричардом Лугаром. Общий бюджет программы составил $8,79 млрд. За полгода до истечения срока действия этой программы власти РФ решили не продлевать ее, объявив, что Москва больше не нуждается в дотациях (см. «Ъ» от 10 октября 2012 года). Однако в итоге программу было решено не хоронить, а преобразовать в более компактную и основанную на принципах равноправия. Взамен заключили временное двустороннее рамочное соглашение (МНЭПР). По требованию российской стороны было уменьшено количество совместных проектов, ограничен доступ американских инспекторов на ядерные объекты и прекращены работы в местах хранения боеголовок (см. «Ъ» от 21 июня 2013 года).
В числе оставшихся тогда направлений сотрудничества - учет, контроль и физическая защита ядерных материалов; таможенный контроль; выявление, извлечение, хранение, обеспечение безопасности и утилизация радиоактивных источников повышенной опасности; переработка излишков высокообогащенного урана в низкообогащенный; демонтаж, транспортировка, извлечение топлива и безопасное хранение атомных подлодок. Предполагалось, что все эти проекты войдут в новое соглашение, которое будет заключено на базе рамочного.
Теперь же они будут заморожены. Средства, которые планировалось направить на реализацию этих проектов, уже исключены из проекта бюджета Минэнерго США на 2015 год, а расходы на программу по Международному сотрудничеству и защите ядерных материалов (International Material Protection and Cooperation program) снижены на 27%. Средства планировалось израсходовать на установку новейших систем безопасности на предприятиях по производству ядерных материалов, завершение перевозки высокообогащенного урана и плутония в единое место хранения и развертывание охранных комплексов на объектах в Озерске и Арзамасе-16. «Мы остановили все работы по физической защите ядерных предприятий в РФ,-- сообщила представитель Национальной администрации США по ядерной безопасности Энн Харрингтон.-- Сейчас на объектах установлено от 40% до 70% необходимого оборудования, но завершение работ теперь придется отложить».
По словам эксперта ПИР-Центра Андрея Баклицкого, постепенный отказ от работ на российских ядерных объектах давно входил в планы американской стороны. «Намерение переложить финансовую ответственность за обеспечение безопасности российских ядерных объектов на плечи РФ декларировалось давно,-- пояснил он 'Ъ'.-- Прекращение работ на российских объектах не стоит полностью связывать с ситуацией вокруг Украины. Украинский кризис мог лишь ускорить процесс, к которому стороны шли долгое время».
При этом, по словам эксперта, значительная часть средств, выделяемых США на совместные программы сотрудничества по ядерной безопасности, тратится на оплату работы американских специалистов.
«Если говорить о финансовой составляющей, то потери будут невелики,-- говорит эксперт.-- Но американская поддержка позволяла решать вопросы, которые являются существенными с точки зрения ядерной безопасности, но не рассматривались руководством РФ в качестве приоритетных». По его словам, в последнее время значительная часть работ была не привязана к конкретным ядерным объектам, а направлена на «разработку нормативно-правовых и методических документов, развитие возможностей по подготовке персонала, передачу передового опыта эксплуатации, оценку эффективности и усовершенствований систем безопасности».
«Преждевременное свертывание взаимодействия здесь создаст больший негативный эффект, чем прекращение сотрудничества по усовершенствованиям на конкретных ядерных объектах»,-- полагает эксперт.
Кирилл Ъ-Белянинов, Нью-Йорк; Елена Ъ-Черненко