>> Александр Турчинов обратился в Конституционный суд

>> 22% членов Блока Петра Порошенко в облсоветах и 12% в ВР - бывшие регионалы

Небо Украины пустеет

В преддверии референдума о государственном статусе Крыма российские и зарубежные авиакомпании меняют маршруты рейсов по южным направлениям. «Аэрофлот», «Сибирь» (работает под брендом S7) и Turkish Airlines облетают воздушное пространство Украины, направляясь в Стамбул, Симферополь и Анапу.

Уже неделю избегает Украины, выполняя международные рейсы, «Трансаэро». Предупреждение об опасности полетов над Украиной также выдало Федеральное управление гражданской авиации США. Перевозчики говорят, что восстановят маршруты после стабилизации ситуации. Каждый рейс в обход стоит авиакомпаниям 20-40 тыс. руб. дополнительных расходов.

Вчера несколько российских и зарубежных авиакомпаний изменили маршруты полетов по южным направлениям. Как сообщило агентство «Прайм» со ссылкой на портал Flightradar24, позволяющий наблюдать за положением самолетов, «Аэрофлот» облетел воздушное пространство Украины, направляясь в Анаталью, Стамбул и Симферополь. «Сибирь» совершила рейс с облетом Украины из Москвы в Анапу и Симферополь.

В «Аэрофлоте» пояснили «Ъ», что перевозчик «вправе по закону выбирать любые маршруты рейсов». Сейчас четыре рейса «Аэрофлота» выполняются в обход континентальной части Украины для обеспечения безопасности полетов «в связи с ситуацией», говорят в компании. Полетное время в среднем увеличивается на 15-30 минут. Глава представительства Turkish Airlines в России Мефаил Дерибаш сообщил «Ъ», что компания временно не использует воздушное пространство Украины при выполнении рейсов в Россию «по причине нестабильной обстановки», облетая страну с востока. Полетное время рейсов увеличивается примерно на 10 минут. Turkish Airlines планирует выполнять рейсы по удлиненным маршрутам, пока «не стабилизируется политическая ситуация на Украине». В «Сибири» отказались от комментариев. В «ЮТэйр» говорят, что изменений полетов не было. В «Трансаэро» решение выполнять полеты в третьи страны в обход воздушного пространства Украины было принято еще на прошлой неделе.

Источник «Ъ» в одной из авиакомпаний отметил, что затраты на облет «не очень значительные». За час полета на Boeing 737 расходуется 3 тонны авиационного керосина. Его стоимость сейчас колеблется от 32 тыс. до 36 тыс. руб. в зависимости от марки, то есть перевозчики потратят в среднем на рейс дополнительно 20-40 тыс. руб.

Указаний от Росавиации, говорят перевозчики, по поводу необходимости облета Украины не было. В ведомстве отказались от комментариев. Источник «Ъ», знакомый с ситуацией, уверяет, что с предложением авиакомпаниям лететь в обход неофициально выступило ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения». Там отказались от комментариев. Но идею разделяют и за рубежом. Федеральное управление гражданской авиации США выпустило извещение об изменениях в аэронавигационной информации (NOTAM). «На фоне растущей напряженности и потенциальной нестабильности на Украине есть риск для американских операторов воздушных судов и пилотов, работающих во Львове, Киеве, Днепропетровске, Одессе и Симферополе,-- говорится в документе.-- Полеты гражданских судов могут подвергаться опасности из-за усиления военного присутствия в воздушном пространстве Украины и в районе военных аэродромов». NOTAM действует с 4 по 31 марта или «до появления новой информации».

Борис Рыбак из Infomost считает, что «в нынешней нездоровой обстановке» каждая авиакомпания должна сама принять решение о выполнении облета исходя из собственных соображений безопасности. Основная задача состоит не в сокращении расходов, поясняет эксперт, а в избегании военных рисков. Например, перевозчику могут неожиданно не дать разрешения на полет, поясняет Борис Рыбак, а уход с маршрута во время рейса сильно осложняет деятельность авиакомпаний.

Елизавета Ъ-Кузнецова