>> Представитель Киева в СНГ откажется вести заседание Совета постпредов

>> Путин: побороть угрозу терроризма можно лишь совместно на базе международного права

Чиновники в Казахстане не могут отказаться от дорогих иномарок

В начале апреля аким Камыстинского района Жанабай Бисимбаев планировал приобрести автомобиль Toyota Land Cruiser Prado за 13 млн тенге. Эта новость вызвала такой общественный резонанс, что в итоге он отказался от столь дорогостоящей покупки.

Об этом 28 апреля на аппаратном совещании заявил аким области Нуралы Садуакасов, который, впрочем, подчеркнул, что это было сделано «не из-за публикаций СМИ». Хотя другую причину не озвучил ни сам глава региона, ни чиновники из Камыстинского района, пишет «Наша газета».

За несколько дней до этого председатель Агентства по делам госслужбы Алихан Байменов заявил, что на служебном автотранспорте необходимо экономить. По его мнению, крупнолитражные машины обходятся в содержании дороже, чем сотрудник среднего звена. Он отметил, что Минфин будет анализировать автопарк в государственном секторе. Корреспонденты «НГ» сделали свой срез и выяснили, что чиновники Костанайской области предпочитают иномарки. Причем, как правило, бренд «Тойота».

Аким Камыстинского района Жанабай Бисимбаев оказался не единственным, кто на этот год заложил бюджетные средства на покупку нового автомобиля. Только в отличие от Бисимбаева его коллеги из Жангельдинского, Мендыкаринского и Карабалыкского районов остановили свой выбор на автотранспорте отечественной сборки. Аким Жангельдинского района Аскарбек Кенжегарин в 2014 году приобрел машину марки Kia Mohave за 8 310 000 тенге.

«Жангельдинский район самый отдаленный, - отметил руководитель аппарата акима Жангельдинского района Талгат Амиров. - До областного центра - 600 км. Большинство населенных пунктов находятся за 100 км от райцентра. Дороги очень плохие, и, чтобы по ним ездить, необходим хороший внедорожник, особенно зимой».

Kia Mohave - отечественной сборки, как неоднократно чиновникам рекомендовано. Но в то же время на 2014 год в бюджете района по статье расходов «Обеспечение функционирования автомобильных дорог в городах районного значения, поселках, селах, сельских округах» заложено всего 5 млн тенге - на 3 млн меньше, чем стоит автомобиль акима. Видимо, новый джип приобрести проще, чем вкладывать средства в содержание и ремонт дорог.

Эта автомашина пользуется популярностью среди акимов. В 2013 году Kia Mohave за 7 600 000 тенге купил аким Рудного Бахытжан Гаязов. И в ответе на запрос «НГ» сделал акцент на поддержку отечественного производителя.

«Все служебные автомобили аппарата акима Рудного казахстанского производства», - ответил Гаязов.

Однако акима Рудного часто можно видеть на служебной машине марки Toyota Land Cruiser.

И как бы на всех уровнях ни говорили о поддержке отечественного производителя, автомобили представительского класса марки Toyota остаются самыми популярными среди акимов. Срез «НГ» показал, что 8 из 17 акимов, которые ответили на запрос «НГ», ездят на Toyota. Например, аким Костанайского района Ахмедбек Ахметжанов обновил свой служебный транспорт в 2013 году. И купил на бюджетные средства не что иное, как Toyota LC 150 стоимостью 9 455 600 тенге. Не помешало этому даже постановление правительства о поддержке казахстанских производителей, которое имело полную законную силу в прошлом году. Отвечая на запрос «НГ», в аппарате акима подчеркнули, что все остальные автомобили приобретались только отечественной сборки.

«За прошедшие годы были куплены SsangYong Kyron стоимостью 3 298 450 тенге, Chevrolet Lacetti - 2 400 000 тенге, Chevrolet Aveo - 2 300 000 тенге, Lada 21214 - 1 620 000 тенге, - ответила руководитель аппарата акима Костанайского района Нургуль Койшибаева. - Автопарк государственных учреждений укомплектован на 95%, и приобретение легковых автомобилей в ближайшее время не планируется».

В результате интересная картина получается: на покупку импортного внедорожника из бюджета выделили практически такую же сумму, которую потратили на приобретение 4 машин отечественной сборки.

Видимо, машины местной сборки недотягивают до престижа районных акимов. Настолько, что некоторые готовы приобретать не новые, по остаточной стоимости, но иномарки. Так, в 2010 году аппарат акима Наурзумского района купил Toyota Land Cruiser GX по остаточной стоимости 3 980 000 тенге. Аким Талгатбек Даиров ездит именно на нем, хотя в 2013 году бюджет потратил 4 075 490 тенге на SsangYong Kyron. Машина отечественной сборки находится в распоряжении заместителя акима. В 2013 году областной акимат передал в Узункольский район Lexus Lx. Остаточная стоимость машины - 3 903 985 тенге.

В АО «Агромашхолдинг» считают, что, пока чиновники не покажут пример покупки автомобилей местной сборки, невозможно будет добиться признания казахстанской продукции на местном уровне. А уж тем более говорить о ее дальнейшей конкурентоспособности с иностранными производителями. На заводе, отмечают костанайские производители, есть автомобили, гарантирующие не меньшую безопасность и комфорт, чем любимый нашими чиновниками бренд Toyota.

«Модель Toyota, которую собрались купить для акима Камыстинского района, не поставляется для реализации на рынок РК, - замечает председатель правления АО 'Агромашхолдинг' Алексей Сидоренко. - Автомобиль не соответствует правилам техрегламента, поскольку уровень его локализации составляет менее 30%. Приравнивать его к автомобилю, произведенному на территории Таможенного союза, неправильно. К тому же SsangYong Rexton, произведенный на нашем заводе, ничем не уступает Toyota Land Cruiser, а приобрести его можно дешевле».

Слова председатель правления АО «Агромашхолдинг» подкрепляет реальными расчетами. Основные характеристики автомобилей (коробка передач, число цилиндров, минимальный дорожный просвет) практически совпадают. А объем двигателя у SsangYong Rexton даже на 0,8 л меньше, чем у Prado. При этом стоимость Prado - почти 13 млн тенге, а SsangYong Rexton - 7,6 млн тенге. Казалось бы, покупай более дешевый костанайский автомобиль, а заодно экономь на расходе топлива. Но, похоже, понты дороже денег.

Крайне негативно относится к покупкам иностранных авто и первый заместитель председателя Национальной палаты предпринимателей Рахим Ошакбаев.

«Возможно, лет 5-6 назад в Казахстане сложно было подобрать автомобиль, соответствующий уровню импортного авто, - отмечает он. - Но сейчас в Казахстане есть как минимум три центра, где производят автомобили, - Костанай, Алматы, Усть-Каменогорск. Многие машины способны хорошо ездить по бездорожью. Безусловно, нужно покупать автомобили отечественного производства».

Увы, на практике признания в любви к местным автомобилям остаются лишь словами. Ведь у чиновников есть законная возможность приобрести автомобиль не с учетом возможной экономии, а для собственного тщеславия. Изменения в законе о госзакупках, позволяющие с января покупать машины, собранные на территории Таможенного союза, по сути дела, перечеркивают постановление правительства о поддержке казахстанских производителей. Просто потому, что закон приоритетнее постановления.

К слову, по законам Канады глава государства должен ездить на автомобилях, полностью или частично произведенных в Канаде. В Республике Беларусь президент Лукашенко запретил госкомпаниям приобретать авто дороже 25 000 евро. В Китае недавно запретили импортные автомобили для чиновников. В Италии в конце марта на электронные торги выставили 151 служебный автомобиль чиновников, чтобы вырученные средства направить на поддержку экономики страны. Во многих странах Европы не принято покупать дорогие служебные машины, если плохо развивается экономика.